Более шести столетий живут
на белорусской земле татары, которые разными путями пришли сюда
с Поволжья и Крыма. Их история неразрывно связана с социально-экономическими
и политическими процессами, военными событиями, которые происходили
на территории Беларуси в течение многих столетий. Выходцев с Золотой
Орды приглашали в Великое княжество Литовское потому, что его правители
ценили их военный опыт, боевые качества и стремились притянуть к
себе на службу. Для этого татар наделяли землей, платили жалование.
Первые поколения белорусских татар сохраняли знания родного языка,
многие из них служили в канцеляриях великих князей переводчиками
и "писарями татарскими", ездили послами в Золотую Орду и Крым, исполняли
ответственные поручения литовского правительства.
Знатные татары делились
на князей, мурз и уланов. Их верхушку составляли царевичи и князи
из ханских родов Орды и Крыма, которые до отъезда в ВКЛ имели значительное
влияние у себя на родине. Князья являлись потомками беков Золотой
и других орд, т.е. высших чиновников, преимущественно военных князей.
Из аристократической среды назначалось высшее военное начальство
- хорунжие и маршалки. Упоминание о них находим в Литовской метрике
- в привилегии Сигизмунда Августа 1568 г. Они занимали привилегированное
положение в Великом княжестве Литовском, приравнивались к шляхте,
имели те же имущественные и общественные права и исполняли те же
обязанности.
Род Канапацких - один
из самых старинных на Беларуси. Канапацкие принадлежали к военному
сословию, которое составляло отдельную группу феодального класса
Великого княжества Литовского. Шляхетство военнослужащих татар признавалось
законами и властями государства.
Родословную Канапацких
документально оформил Абрагим Канапацкий (1721-1795), ротмистр татарской
хоругви, владелец крупного имения с крестьянами в Щитомежицы Минского
воеводства. 26 ноября 1795 года в Новогрудке (Гродненский район),
он подал сказку (родословную - К.З.) о себе и о своей семье. Она
включает в себя представителей рода - военнослужащих, крупных землевладельцев,
мулл (татарских священников). Документ на протяжении многих лет
хранится в семейном архиве семьи Канапацких, как и эмблема рода
- геральдический знак "Отвага", который является важным свидетельством
родоплеменной принадлежности его обладателей.
Достойным представителем
своих предков был Ибрагим Борисович Канапацкий - видный общественный
и религиозный деятель, заместитель председателя (муфтия мусульман
Беларуси) Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь,
председатель мусульманской общины г. Минска, кандидат исторических
наук, доцент Белорусского государственного педагогического университета
имени М. Танка, вице-президент Белорусского общественного объединения
татар "Зикр уль-Китаб", редактор газет "Жизнь" и "Жыццё татарскае".
Родился Ибрагим Канапацкий
28 февраля 1949 года в городском поселке Смиловичи (Червенский район
Минской обл.) в семье татар Софьи (с рода Ильясевичей) и Бориса
Канапацких. Ему дали имя в честь деда Ибрагима Хасеневича, который
в начале XX в. был имамом Смиловической мечети.
В семье Канапацких чтили
традиции татарского народа, хранили память о предках, переписывали
книги - старинные татарские китабы, написанные на белорусском языке
арабской вязью. Неслучайно после окончания Смиловической средней
школы Ибрагим Канапацкий поступил на исторический факультет Минского
государственного педагогического института им. М. Горького. Главное
богатство, которое Ибрагим Канапацкий стремился приобрести и ценил
выше остальных, - это знания. Он активно участвует в студенческих
кружках, научных конференциях, постигает премудрости научной работы.
В 1971 году он получает диплом с отличием и квалификацию "учитель
истории и обществоведения средней школы". По государственному распределению
И. Канапацкий направляется на работу в Каменоборскую среднюю школу
Березинского района Минской области, где усердно работает, активно
участвует в жизни школы и района. Как отмечают его коллеги по работе
- главный редактор "Беларускага гiстарычнага часопiса" В.Ф. Кушнер
и заведующий кафедрой истории Беларуси Белорусского государственного
педагогического университета им. М. Танка А.М. Лютый: Он был учителем
от Бога. Мы хорошо знали Ибрагима Канапацкого, прошли рядом с ним
30 лет, и никогда ни словом, ни в мыслях он не изменил тем великим
идеалам, которые воспринимал всем сердцем, - верности земли, на
которой жили его предки, крепкой дружбе, которую он искренне дарил
своим друзьям, преданности делу учителя, которому он посвятил свою
яркую жизнь".
После двух лет педагогической
деятельности молодой учитель успешно сдает экзамены и поступает
в аспирантуру. В 1974 году выходят в свет его первые научные статьи.
Они с большим интересом воспринимаются учеными, комсомольскими работниками.
И. Канапацкий участвует во многих всесоюзных научных конференциях
в Москве, Ташкенте, Тбилиси, Ульяновске, в республиканских и институтских
конференциях.
В 1978 году И. Канапацкий
с успехом защищает диссертацию и поступает ассистентом на кафедру
истории КПСС МГПИ (в 1993 году реорганизован в Белорусский государственный
педагогический университет, с 1995 года -- имени Максима Танка).
В 1975 году навсегда связывают
свою судьбу представитель татарского рода Ибрагим Борисович Канапацкий
и белорусская девушка Анна Федоровна Кохно из д. Жердь Гомельской
области. В 1976 году в молодой семье родился сын Захар, а в 1978
году - дочь Зорина. Ибрагим Борисович знал цену семейному счастью,
любви, взаимопомощи и уважению. Интересы семьи всегда были у него
превыше личных.
Счастливые и нелегкие
семейные хлопоты Ибрагим Борисович умел совмещать с обширной научной
и общественной работой. В 1980-е годы из-под его пера выходят работы:
"По законам братства" (1980), "Участие трудящихся Беларуси в освоении
целинных земель" (1984), "Молодежная планета целина" (в соавторстве
с В. Голубовичем). Его статьи постоянно печатаются в научных сборниках
МГПИ имени М. Горького, в сборниках материалов научных конференций.
И.Б. Канапацкий пользовался
большим уважением у студентов и преподавателей МГПИ, был членом
партийного бюро физического факультета, на котором преподавал историю,
членом группы народного контроля института, председателем Совета
молодых ученых института по гуманитарным наукам, внештатным лектором
Минского обкома КПБ, ЦК ЛКСМБ, Комитета молодежных организаций БССР.
Общественных поручений у Ибрагима Борисовича всегда было много,
и он стремился, чтобы его работа приносила пользу людям. Свидетельством
его кропотливой научной, педагогической и общественной деятельности
являются дипломы лауреата всесоюзного и республиканских конкурсов
молодых ученых и специалистов по общественным наукам, почетные грамоты
и грамоты Министерства высшего и среднего специального образования
БССР, ЦК ЛКСМБ и ЦК ЛКСМ Узбекистана, МГПИ имени М. Горького, многих
других организаций.
В начале 90-х свои научные
и организаторские способности Ибрагим Борисович Канапацкий направил
на изучение и пропаганду богатых исторических традиций и культуры
белорусских татар. Во многом этому способствовало провозглашение
независимого суверенного государства Республики Беларусь, положившее
начало самоидентификации татар как национальной, религиозной и культурной
общности. Законы о культуре, гражданстве, образовании, о национальных
меньшинствах в Республике Беларусь, принятые в начале 90-х годов,
создали цивилизованную законодательную базу для обеспечения прав
граждан разных национальностей. Белорусские татары активно включились
в процесс этнического, культурного и религиозного возрождения. В
социально-политическом и национальном аспектах татарам были созданы
реальные возможности и перспективы для реализации собственных этнических
и религиозно-культурных потребностей.
В 1991 г. в г. Минске
по инициативе Ибрагима Борисовича Канапацкого и его ближайшего соратника
Якуба Адамовича Якубовского было создано Белорусское общественно-культурное
объединение татар-мусульман "Аль-Китаб" ("Книга") (с 2000 г. - Белорусское
общественное объединение татар "Зикр уль-Китаб") ("Память и книга").
С 1994 года - Мусульманское религиозное объединение в Республике
Беларусь, которое координирует и руководит работой 25-ти мусульманских
общин. В 1997 году при его участии было создано Белорусское региональное
объединение татарской молодежи.
Ибрагим Борисович Канапацкий
был не только создателем научной школы отечественного, но и одним
из крупных подвижников зарубежного татароведения. Его монографии
по истории, культуре и религии белорусских татар, многочисленные
статьи в газетах и журналах, организация 11 международных научно-практических
конференций, редактирование и выпуск материалов каждого форума,
позволили далеко расширить знания об этой группе татарского этноса.
И.Б. Канапацкий был известен, и уважаем среди историков Беларуси,
Литвы, Польши, Украины, России, Татарстана. По словам члена Исполкома
Всемирного конгресса татар Р.Б. Гайнетдинова: "Знания и выводы,
изложенные И. Канапацким в его научных трудах являются весовым вкладом
в современного интерпретацию истории татарского этноса".
Одной из первых работ
Ибрагим Борисовича была монография "Беларускiя татары: мiнулае i
сучаснасць" (Мн., 1993), написанная в соавторстве с московским исследователем
С.В. Думиным. По его инициативе и непосредственном участии 26-27
марта 1993 года была проведена первая международная конференция
и ряд мероприятий, посвященных 600-летию оседлого проживания татар
на территории современных Беларуси, Литвы и Польши. В конференции
приняли участие ученые Беларуси, Литвы, Польши, Крыма, Татарстана,
Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, представители иностранных
посольств, делегации мусульманских общин Беларуси, белорусские и
иностранные студенты и аспиранты. Во вступительном слове к конференции
подчеркивалась основная идея, которая четко прослеживается в научных
докладах и сообщениях И. Б. Канапацкого, - у белорусских татар,
белорусов и всех народов, живущих в Беларуси, была и есть общая
судьба, были и остаются дружба и мирные добрососедские отношения.
Эта идея проходит через материалы, изданные по результатам 11 международных
научно-практических конференций по истории и культуре татарских
и тюркских народов, проведенных в Беларуси.
В январе 1994 года в г.
Минске при непосредственном участие И.Б. Канапацкого как члена организационного
комитета состоялся Первый Всебелорусский съезд мусульман, и в соответствии
с его решениями 2 февраля того же года было создано Мусульманское
религиозное объединение в Республике Беларусь. "Возрождение традиций
и обычаев, познание истории, языка и культуры, развитие общественной
инициативы, воспитание чувств уважения и почитания, бескорыстная
помощь тем, кто живет в недостатке, - вот основные направления деятельности
объединения, которые способствуют развитию и укреплению, как мусульманских
общин, так и всего белорусского государства", - отмечается в уставе
объединения, в подготовке которого Ибрагим Борисович принимал непосредственное
участие. Руководящим органом Мусульманского объединения стал муфтиат,
в состав которого был избран и И.Б. Канапацкий, являвшийся до последних
дней заместителем муфтия и председателем мусульманской общины г.
Минска.
Как член муфтиата и один
из руководителей Белорусского общественного объединения татар "Зикр
уль-Китаб" И.Б. Канапацкий прилагал большие усилия для восстановления
мечетей в Слониме (1994), Смиловичах (1997), Новогрудке (1997),
Видзах (1999), Клецке и Молодечно (2000), Ловчицах (2002), по созданию
татарского культурного центра в Ивье (1995). В Смиловической мечети
он сам чаще всего проводил богослужения. Особенное внимание Ибрагим
Борисович придавал строительству новой мечети в Минске.
В последние 10 лет жизни
он стал глубоко верующим человеком. "Ислам был главной и единственной
силой, которая охраняла их (татар - К.З.) от ассимиляции. Поэтому
строительство мечетей и возрождение мусульманской религии - это
не самоцель, а важный этап на пути сохранения этноконфессиональной
культуры и духовного наследия татарского народа", - писал в своих
статьях И.Б. Канапацкий.
Именно это десятилетие
было наиболее благотворным в его научной, педагогической и общественной
работе. Результатом глубоких аналитических исследований стали оригинальные
обобщающие статьи, помещенные в первых национальных энциклопедических
изданиях, - 18-томной "Белорусской энциклопедии" и 6-томной "Энциклопедии
истории Беларуси". Среди них - первая в современной белорусской
историографии статья "Гиреи" ("Гераи"), посвященный истории династии,
которая правила в Крымском ханстве с середины XV в. до 1783 г. и
имела тесные политические и экономические отношения с Великим княжеством
Литовским и Речью Посполитой. С учетом новых методологических тенденций
и использованием практически всех доступных автору источников написаны
энциклопедические статьи И.Б. Канапацкого "Золотая Орда", "Крымское
ханство", "Монголо-татарская неволя на Руси", "Татары", "Тахтомыш",
"Уланы", в которых анализируется процесс расселения татар на землях
ВКЛ и Речи Посполитой, рассказывается о сохранении ими своей религии
и культуры, об организации военной службы, участии в экономической
жизни, совместную борьбу против крестоносцев, об активном участии
татар в национально-освободительной борьбе на землях Беларуси. Им
впервые (в соавторстве с С.В. Думиным) подготовлена карта "Татарское
землевладение в Великом княжестве Литовском в XVI - начале XVII
в."
С большим интересом была
принята учеными, учителями и студентами книга "История и культура
белорусских татар" (2000 г., в соавторстве с А.И. Смоликом).
Важное научное, политическое,
идеологическое и воспитательное значение имеют научные работы И.Б.
Канапацкого по проблемам ислама и новых религиозных движений в Республике
Беларусь, которые печатались в сборниках материалов международных
научно-практических конференций, проходивших в Минске, Гродно, Варшаве,
Вильнюсе, Симферополе. Основная идея этих работ: религиозные убеждения
- личное дело каждого, однако верующие разных конфессий и религиозных
убеждений должны объединить свои усилия для сохранения самой главной
ценности человечества - жизни на Земле. К миру и согласию между
людьми призывали создатели, апостолы и пророки всех религий, дело
людей - исполнить эти заповеди. И их искренне исполнял И.Б. Канапацкий.
В 1999 году он в составе делегации белорусских татар встречался
с президентом Турецкой Республики Северного Кипра, а также с представителями
комиссии по разработке программ деятельности национальных меньшинств
Конгресса США в Вашингтоне, в апреле 2000 г. Как Международный посол
мира он в 1999 г. посетил Ливийскую Джамахирию, в 2000 г. - Республику
Чад, в 2001 г. - Ирак, в 2004 г. - Иерусалим, неоднократно бывал
в Турецкой Республике, Польше, Литве, Татарстане и других странах.
Ибрагим Борисович Канапацкий
был не только известным ученым, преподавателем, политическим и религиозным
деятелем. Он имел великий дар литератора и публициста, по-мастерски
владел словом. Стоял у истоков созданного в 1991 году журнала "Байрам"
на белорусском языке, главным редактором которого в 1991-1999 годах
был Я. Якубовский, а с 1999 года и до последних своих дней - Ибрагим
Борисович. Он прекрасно знал белорусский язык, разговаривал по-белорусски,
в совершенстве владел русским, хорошо знал польский, чтобы в оригинале
читать Коран и исторические источники, выучил арабский язык. Как
главный редактор журналов "Байрам", "Аль-Ислам" (издавался в 1997
г.), газет "Жизнь" и "Жыццё татарскае" он много делал для того,
чтобы эти издания стали содержательными и интересными, объективно
отображали историю, культуру, повседневную жизнь татарского народа
и современной Беларуси. С 1996 года под редакцией И. Б. Канапацкого
издавался Календарь татар-мусульман Беларуси.
Впервые из исследований
И.Б. Канапацкого белорусские ученые узнали о "китабе" - татарской
книге, "тэджвиде" - книге-учебник по чтению Корана, "тэфсире" -
комментариям к Корану, "хамаиле - рукописном татарском молитвеннике
татар, написанном на белорусском, польском, староосманском языке
арабским шрифтом, в котором кроме молитв дано описание обрядов и
ритуалов, содержатся материалы по мусульманской хронологии, советы
по лечению болезней с помощью молитв, толкование снов и др. "Хамаил"
был настольной книгой в каждой семье. Ибрагим Борисович собрал богатую
коллекцию арабскоалфавитных книг своих предков, был одним из инициаторов
и автором каталога первой в Республике Беларусь выставки "Рукописные
и печатные книги белорусских татар" (1997).
Ибрагим Борисович выступал
с глубокоаргументированными интересными статьями на страницах белорусских
журналов "Беларуская мiнуўшчына", "Кантакты i дыялогi", "Пачатковая
школа", "Роднае слова", сборника "Беларусiка=Albarutenica", на страницах
"Звязды", "Настаўнiцкай газеты" и других периодических изданий.
Руке И.Б. Канапацкого
принадлежат интересные статьи об известных татарских ученых, политиках,
военнослужащих - С. Александровиче, С. Думине, Я. Якубовском, Я.
Ясинском, Сулеймане-паше и др. Он имел непосредственное отношение
к репринтному изданию в 1993 году книги первого белорусского ученого-востоковеда
новогрудского татарина А. Мухлинского "Исследование о происхождении
и состоянии литовских татар" (СПб., 1857), с которой началось изучение
истории и культуры белорусских татар.
У Ибрагима Борисовича
Канапацкого было много друзей и поклонников среди деятелей татарского
культурно-национального и религиозного возрождения, членов татарской
диаспоры. Он был искренним другом многих белорусских ученых, политиков
и литераторов. В 1993 году был делегатом Первого съезда Объединения
белорусов мира "Бацькаўшчына", на все последующие приглашался как
гость. Его глубоко уважали руководители и активисты еврейского,
украинского, татаро-башкирского и других культурно-национальных
объединений, до настоящего времени действующих в Республике Беларусь.
Особенно нужно отметить
тесные связи с представителями других конфессий РБ. Благотворная
дружба долгое время поддерживалась с Белорусским Экзархатом во главе
с Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси
Филаретом, кафедрой религиоведения Института теологии имени св.
Мефодия и Кирилла, Институтом религиозного диалога и межконфессиональных
коммуникаций при Синоде Белорусской православной церкви во главе
с профессором А.В. Даниловым. Они работали вместе на научной стези
и в деле построения религиозного диалога и сотрудничества в Республике
Беларусь. По словам Митрополита Филарета: "Уход Ибрагима Борисовича
Канапацкого явился утратой для всего религиозного объединения Республики
Беларусь, которое при всех своих отличиях единодушно видело в Ибрагиме
Борисовиче образ праведника, который свидетельствовал об исламе
как религии добра и согласия. Доброта и смирение И.Б. Канапацкого
располагали к нему всех окружающих, а его глубокая духовность отражалась
во всех его поступках и делах". Представители религиозных конфессий
подчеркивают, что он остается в их памяти и молитвах не просто дорогим
другом, но и братом.
Как член муфтиата он поддерживал
тесные контакты с руководством дипломатических миссий исламских
государств в РБ - Ирана, Ливии, Турции, Палестины, Казахстана, Туркменистана,
Азербайджана и др.
Ибрагим Борисович по жизни
был скромным человеком, хорошо знал и понимал людей, ценил дружбу,
воспринимал чужую боль как свою. В первую очередь его забота была
о тех, ради усовершенствования которых как умнейшего создания Всевышнего
делаются добрые дела: он видел отдельного человека, встречался,
поддерживал связи с людьми. Делал это деликатно, с умом: умел заметить
каждого, от малого ребенка до уважаемого старика. Люди спрашивали
его совета, обращались за помощью. Не раз можно было видеть, как
душевно разговаривали с ним пожилые женщины-татарки и молодые студенты,
народные поэты Беларуси и ученые из разных стран. Он умел понять
другого, умел склонить голову и перед талантом, и перед обычными
людскими достижениями. Ибрагим Борисович притягивал натуральностью,
жизнерадостностью, дружелюбием, здоровым чувством народного юмора.
Работая преподавателем на кафедре истории, он вкладывал много знаний,
сил и души, читая лекции, совершая иные служебные обязанности. Многие
студенты и аспиранты через уважение к личности преподавателя проявляли
неподдельный интерес к истории Беларуси, к истории татар Великого
княжества Литовского.
Отдавая много сил общественной
деятельности, он работал над приобретением знаний, собирал татарское
наследие, расширял круг сторонников своего дела. Но появлялись недоброжелатели,
возникали проблемы. Личность Ибрагима Борисовича Канапацкого стала
знаковой. Его присутствие придавало силы любому обществу. А он искал
наилучшие пути, вкладывал в принятие решений не только ум, но и
душу. Это был тот человек, который имел искреннее сердце, им он
в первую очередь измерял свои дела, за которыми видел, прежде всего,
людей, думал о них.
И.Б. Канапацкий жил по
законам веры, которая помогала его предкам выстоять на протяжении
веков. Обязательно находил время для разговора с Всевышним и пять
раз в день склонялся перед ним в своей молитве. Он всегда помнил
о наших святынях - мечетях. В восьми отстроенных им мечетях верующие
уже давно собираются под их минаретами, приходят и те, которые только
присоединяются к духовному наследию. Ибрагим Борисович думал вперед,
делал уверенно и неотступно шаги по осуществлении своей мечты -
восстановлению Соборной мечети и строительства культурно-религиозного
центра в городе Минске. На этом поприще его и настигла неожиданная
смерть: Он собирался на пятничный намаз, имел мысли, планы, в исполнении
которых надеялся на помощь Аллаха. Но его земной путь был прерван,
Бог позвал его к себе.
Похоронен Ибрагим Борисович
Канапацкий на старинном мусульманском кладбище в Смиловичах - мизаре
рядом с отцом и предками рода Канапацких. Прощание с ним проходило
в родном доме - там, где он родился, рос, откуда пошел в жизнь и
куда всегда возвращался для встречи с матерью.
Ибрагим Борисович являлся
олицетворением татарского народа на Беларуси - значительной части
белорусской нации. Именно он на протяжении последних десяти лет
объединял людей для укрепления почвы, на которой росло национальное
самосознание белорусских татар, внимание общественности к жизни,
хлопотам и проблемам немногочисленной, но уникальной не только для
Беларуси, но и для Европы этнической группы. Остались написанные
им книги и более чем 200 научных статей. Великое и необходимое дело
возрождения и развития национальной религии и культуры белорусских
татар, изучение их богатой истории будут продолжать его единомышленники
и соратники, аспиранты и студенты.
В Коране сказано: "Аллаху
принадлежим и к нему возвращаемся". Мы верим, что Аллах забрал его
к себе, чтобы через его имя, образ и сделанное им опекунствовать
над татарами и землей, которую он любил, ради которой жил и не жалел
себя.